Собо́р Пари́жской Богома́тери (Нотр-Дам-де-Пари; фр. Notre Dame de
Paris) — географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в
восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа
— базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте
галло-римского храма Юпитера.
В архитектуре собора проявляется двойственность стилистических влияний: с
одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со
свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы
новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают
зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.
Если встать лицом к фасаду Собора Парижской Богоматери, то справа, на
краю площади, можно заметить конную скульптуру Карла Великого.
Собор Парижской Богоматери представляет собой пятинефную базилику.
Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен —
69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне — 13 тонн, его языка —
500 кг.
Собор одновременно может вместить девять тысяч человек.
Колокольня
Большой колокол (звучащий в тоне фа-диез) звонит очень редко. Остальные
колокола звонят в 8 и в 19 часов. Каждый из них имеет своё имя:
Angelique Françoise, весом 1765 кг (до-диез);
Antoinette Charlotte, весом 1158 кг (ре-диез);
Hyacinthe Jeanne, весом 813 кг (фа);
Denise David, весом 670 кг (фа-диез).
Фасады собора богато украшены скульптурой, особенно пышно оформлены порталы.
Скульптуры всех трех порталов являются одними из лучших произведений
средневековья. Они объединены одним общим замыслом: изобразить историю
христианства от грехопадения до Судного дня. Скульптуры изображают
картины Страшного суда, сцены из жизни Девы Марии и святой Анны, матери
Девы Марии.
Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. В центре Христос-Судия.
На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили
два ангела с трубами. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и
женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего
человечества). На верхнем тимпане — Христос и два ангела с двух сторон.
Статуи слева, портал Страшного суда.
Статуи справа, портал Страшного суда.
Портал святой Анны.
Портал Девы Марии.
Двери украшены коваными рельефами.
Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн.
Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы
балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные
статуи фантастических существ).
В Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за образец
средневековых гаргулий, придумал реставратор — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Выполнили их пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме.
Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора (также добавленный реставратором
вместо разобранного в 1786 году) имеет высоту 96 метров. Основание шпиля
окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа
Дешоме). Перед каждой группой — животное, символ евангелиста: лев —
символ Марка, бык — Луки, орел — Иоанна и ангел — Матфея.
Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.
Как и в других готических храмах, в Нотр-Дам-де Пари нет настенной
живописи, и единственным источником цвета в однообразно-сером интерьере
являются многочисленные витражи, вставленные в переплеты высоких
стрельчатых окон. Солнечный свет, проникая через них, заливает храм
целой радугой оттенков. Эта игра света смягчает однотонность постройки и
придает интерьеру собора феерическую роскошь и вместе с тем
таинственность.
Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный
витраж — роза над входом в собор — частично подлинная, сохранившаяся от
Средних веков (9,6 метров в диаметре). В центре её Богоматерь, вокруг —
сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи.
Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах —
по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе). При реставрации
витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на
том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые.
Изображения на витражах выполнены в соответствии со средневековыми
канонами. На окнах хора изображены сцены из земной жизни Спасителя, на
витражах боковых стен - фрагменты из житий святых. Витражи высоких окон
центрального нефа изображают патриархов, библейских царей, апостолов. В
окнах боковых капелл помещены сцены из земной жизни Девы Марии. А
витражи огромного, диаметром 13 метров, окна-розы включают в себя около
восьмидесяти сцен из Ветхого завета.
К сожалению, среди витражей собора Парижской Богоматери очень мало
подлинных. Почти все они представляют собой позднейшие работы,
заменившие разбитые и пострадавшие за долгую историю витражи. В
неприкосновенности до наших дней дошла только окно-роза.
В интерьере собора доминирует серый цвет камня, из которого сложены стены и своды храма.
Mausolee de Henri, Duc d'Harcourt
Statue du Sainte Jeanne D'Arc
Statue du Sainte Therese
Внутри собора трансепты (поперечные нефы), пересекаясь с главным
продольным, в плане образуют крест, но в Нотр-Даме трансепты несколько
шире, чем сам неф. По центру длинного нефа — последовательная серия
скульптурных сцен из Евангелия.
В часовнях, расположенных в правой части собора, — картины и скульптуры
разных художников, которые, согласно многовековой традиции,
преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.
Паникадило собора (люстра) выполнено из посеребренной бронзы по рисунку Виолле-ле-Дюка взамен переплавленного в 1792 году.
Конечно, главным атрибутом готического собора является орган, и Собор
Парижской Богоматери (Нотр - Дам де Пари) не является исключением.
В настоящее время орган имеет 111 регистров и около 8000 труб, примерно
900 из которых из инструмента времен Тьерри и Клико. Это самый большой
по числу регистров орган.
В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из великих реликвий христианства - Терновый венец Иисуса Христа.
Позади собора собора Фонтан девственницы (La fontaine de la Vierge) - архитектор Vigoureux 1845 г.
Известность собору Парижской Богоматери придал во многом роман Виктора
Гюго, написанный в 1831 году с целью вывести в качестве главного героя
готический собор Парижа, который в то время собирались снести, либо
модернизировать. Вслед за выходом романа во Франции, а затем во всей
Европе развернулось движение за сохранение и реставрацию готических
памятников. http://www.liveinternet.ru/users/4425803/post259829706/
|