Фотографии и текст pesochinsky
Почему Стена Плача? Всё просто. Евреи имеют дело со смертью давно и
плотно, тысячи лет. Что они делают? Они плачут. Именно здесь собирались и
оплакивали сначала разрушение храма, а потом и всё остальное. Название
же, если верить историкам, дали двоюродные братья, беспокойные
соседи-арабы, которые наблюдали собирающихся здесь. В английском тоже
закрепился термин Wailing Wall.
У израильтян есть шутка, что в Иерусалиме с Богом общаются по местному тарифу. Готовы?
Еврейский квартал производит впечатление наиболее
приличного квартала старого города. Идеальная чистота и порядок,
упорядоченная торговля, минимум бардака, свойственного, например,
арабскому участку.
Здесь много синагог, отражающих разнообразие течений иудаизма.
В старом городе очень много полиции и военных, но к этому привыкаешь
быстро, и вооружённые до зубов люди не удивляют и не пугают — ничего не
случилось. Чтобы не случилось и впредь, предпринимаются серьёзные меры
безопасности: курсируют патрули, стоят постовые, гуляют «люди в
штатском».
Старый Иерусалим довольно маленький, весь город можно пройти пешком минут за 15-20. А вот и Стена Плача. Большая часть (слева) отведена мужчинам, женщины собираются справа:
Раздолбайского вида парень с пистолетом — охранник; на экскурсию
привезли детей. Несмотря на беспечный вид, он постоянно сканирует
пространство вокруг, держа с кем-то связь через ларингофонную гарнитуру
под левой скулой:
Здесь встречаются весьма колоритные персонажи. К фотосъёмке относятся
спокойно, привыкли. Разумеется, не следует тыкать здоровенным
объективом в лицо, это никому не понравится. Думаю, вы тоже не будете в
восторге, если настырный фотограф в церкви будет щёлкать затвором у вас
под ухом:
Молясь, евреи характерно раскачиваются в такт. Большинство читает
молитвы про себя, но некоторые вполголоса. Иногда читает один, остальные
ему вторят:
Священные книги лежат на специальных столиках, целая библиотека собрана в арке слева (продолжение стены):
Голоса десятков и сотен людей сливаются в общий гул:
Одна из традиций — написание записок, которые
оставляют в трещинах Стены Плача. Форма произвольная, содержание вряд ли
отличается разнообразием — самые важные желания у всех примерно одни и
те же...
На сайте Стены есть даже форма для отправки записки онлайн. Также нередки молодые люди, набирающие и отправляющие куда-то СМС.
Здесь не только плачут. Молодые хасиды напевают нигуны (характерные медитативные мелодии, часто без слов), сюда приходят празднующие всякие события, иудейские праздники:
Что поначалу поражает, так это отсутсвие единого этнического тпа,
хоть какой-то внешней схожести. Марокканцы, йеменские евреи, выходцы из
стран СНГ, местные сабры, негры, китайцы — кого здесь только нет. Но
есть и «униформа». Детали её легко подскажут принадлежность к той или
иной религиозной группе, но издалека «по уставу прикинутый» иудей
выглядит так. (Фото Brian Jeffery Beggerly):
Мужчины-ортодоксы в «спецодежде» выглядят по-своему даже стильно,
женские наряды производят впечатление бесформенности. Удивительно
выглядят дети ортодоксов и ультраортодоксов — полная, 100% уменьшенная
копия взрослого.
У каждого направления (литваки, модернисты, хасиды и множество их
разновидностей, религиозные сионисты) свои тонкости в одежде, свой
устав, который соблюдается ревностно.
Большинство приносит с собой уже написанные послания, порой чужие, написанные за много тысяч километров.
По иудейским законам голова обязательно должна быть прикрыта, особенно в таком месте. Кипу (традиционный еврейский мужской головной убор) можно взять бесплатно при входе на площадку:
«Антенна для связи с Богом» называется тфилин. Две
специальных коробочки из кожи — одна крепится на голове, вторая на
бицепсе левой руки, у сердца — содержат фрагменты Торы, ремешок из кожи
тоже завязывается на руке и вокруг пальца строго по уставу:
Стена Плача — это единственный фрагмент стены Храмовой Горы, который сохранился до наших дней.
Ежегодно миллионы паломников и туристов со всего мира приезжают в
Иерусалим, для того чтобы увидеть Стену Плача и оставить записку с
просьбой к Богу.